Великолепный Стамбул покоряет воображение: роскошь этого города сразу бросается в глаза. Каждый его уголок – отражение мировой истории с древних времен и до наших дней. Но некоторые его достопримечательности, к сожалению, не так популярны, как того заслуживают в реальности. Например, Мечеть Карие нередко обходят стороной, а зря: это непревзойденный по величию и изяществу шедевр архитектуры. Это старинная христианская церковь, которая пережила не одну трансформацию, переходя из статуса музей в храм и обратно. Относится к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь Хора (Музей Карие): история
Византия
Утонченное и изысканное здание Карие было создано на закате Византийской империи при императоре Юстиниане: в 4 веке И не как отдельная постройка, а как часть монастырского комплекса за пределами городских стен великого Константинополя. Именно это дистанцирование и позволило присвоить постройке название “Хора”, что в переводе с греческого на русский язык означает “за поселением, в деревне, вне города”.
Со временем церковь вошла в состав городских укреплений (это поспособствовал римский император Феодосий II, выстроивший вокруг Константинополя дополнительную защиту в виде каменных стен), сохранив прежнее название. В ней хранились ценнейшие реликвии, перенесенные из всех городских храмов.
В период с 1077 по 1081 гг. церковь была перестроена и по форме стала напоминать крест с надписью. В 12 веке из-за случившегося землетрясения здание получило сильные повреждения.
В 14 веке церковь была перестроена еще раз, тогда же в ней появились самые красивые фрески и мозаики. Основные декоративные элементы внутри появились в промежуток между 1315 и 1321 гг., за что добрым словом можно вспомнить византийского деятеля и писателя Феодора Метохитеса, не жалевшего денег на восстановление храмов.
Весной 1453 года Константинополь был осажден войсками османского султана Мехмеда II и захвачен через месяц осады. Мозаики и фрески, оскорблявшие взор мусульман, были спрятаны под толстым слоем штукатурки. Что, к слову сказать, спасло их от уничтожения вандалами и временем.
Штукатурка была счищена уже в момент открытия музея.
Мечеть (ок. 1500-1945)
Прошло более полувека после захвата Константинополя, когда султан Баязид II пожелал превратить храм в мечеть. Тогда же она и получила имя Карие Камии.
Музей (1945-2020)
В 1945 году правительство Турции объявило здание музеем. В 1948 – двое американских ученых из Византийского института Америки (Пол А.Андервунд и Томас Уиттмор) выделили финансы на масштабную программу реставрации. В процессе и были обнаружены многочисленные фрески на стенах и потолке. В 1958 году публике был представлен новый музей Карие Мюзеси.
Мечеть (с августа 2020)

В 2005 году был подан иск, оспаривающий статус церкви Хора как музей. Через несколько лет Государственный турецкий совет (высший административный судебный орган Турции постановил преобразовать музей в мечеть. Официально статус был изменен в августе 2020 года, в октябре того же года были проведены мусульманские молитвы. Такое решение осудили и протестантские, и православные христианы, негативно высказалось и Министерство иностранных дел Греции.
В настоящее время эта постройка так и относится к религиозным сооружениям. Но посещать ее можно, причем ни для мужчин, ни для женщин ограничений никаких не накладывается. Туристический поток небольшой, так что вам гарантирован комфорт и отсутствие толп на входе. Снаружи выглядит весьма скромно и неприглядно, но за стенами его скрывается коллекция уникальных красивейших фресок и мозаик, которыми можно любоваться часами. Туда допускаются и фотографы.
Главные фрески и мозаики музея Карие
Большая часть фресок и мозаик датируется 11 веком. Большая часть изображений – иллюстрации библейских сюжетов, декорированные позолотой. Сон Иосифа, путешествие волхвов, убийство детей по приказу царя Ирода, бегство в Египет, горюющие матери, бегство материа Иоанна Крестителя – неполный список фреск и мозаик. Есть даже изображение регистрации для налогообложения перед губернатором Квиринием.
Жизнь Богородицы
В первых 3 отсеках внутреннего притвора на мозаиках изображены истории из жизни Девы Марии и ее родителей. Трогательно прорисовано Успение Богородицы. Постель с усопшей окружили ангелы, к телу склоняются скорбящие жены и святители, рядом стоит и Христос с символическим изображением души Богоматери – детской фигуркой в пеленках. На стене заметны остатки рельефного фриза и декора, в оконных проемах виды части древних текстов.
На другой мозаике изображено Благовещение Пресвятой Богородицы у колодца. К Марии является ангел Гавриил и радует ее новостью о высшей миссии, для которой она предназначена – рождению сынаГоспода Бога.

Детство Христа
Этой теме посвящены мозаики: Иосиф покидает Марию, Дева с младенцем.

Служение Христа
В внутреннем нартексе есть изображение Иисуса Христа и уже описанного выше Феодора Метохита, облаченного в нарядные одежды и головной убор придворного сановника. Христос сидит на скамеечке с книгой в руках, а Метохит преподносит ему миниатюрную модель церкви.
В области свода изображено воскрешение из мертвых. В центре фрески – Христос в белоснежных одеждах, который держит за руки Адама и Еву. Слева от зрителя изображен Иоанн Предтеча (родственник и Креститель Иисуса Христа) и несколько ветхозаветных праведников с нимбами над головами. Справа – грешники из того же Ветхого завета, в центре которых стоит Каин. Над головой Христа изображен архангел Михаил в круге.
Справа от входа в наос можно заметить две большие мозаичные фигуры: молящаяся Богоматерь и Иисус Христос. У их ног – фигурки поменьше: мужчина в короне и облачении императора (сын византийского императора Исаака) и дама в монашечьем клобуке (родная сестра императора Андроника II – Мария, принявшая постриг под именем Меланья). Некоторые исследователи полагают, что Меланья похоронена в земле под южной частью нартекса.
Другие мозаики
При входе в глаза бросается большая по размеру мозаика Христа Пантократора. Над нею также есть несколько изображений: не все из них сохранились полностью. На мозаиках, которые можно разобрать, показаны два чуда: чудо насыщения толпы из четырех тысяч человек семью хлебами.
Фрески
Большая часть фресок располагается на пареклесионе: Анастасис, Второе пришествие Христа, Дева с младенцем, ангельский суд.
Мечеть Карие. Полезное видео
Как добраться
Музей располагается в квартале Эдирнекапы, неподалеку от ворот Эдирнекапы и руин Влахернского дворца.
Официальный адрес: Kariye Mahallesi, Kariye Camii Sokak, No: 18 Edirnekapı.
Постройка удалена от наиболее посещаемых и популярных достопримечательностей Стамбула, однако относится к центру города. Самый удобный – нанять такси. Если не хочется тратить деньги: добро пожаловать в стамбульские автобусы или метро.
Если вы решили воспользоваться метро, вам следует сесть на красную линию М1А, выйти на станции Ulubatlı и пройти пешком полтора километра к северо-востоку от остановки вдоль улицы Beylerbeyi. На дорогу вам понадобится полчаса или минут сорок.
Автобусных линий можно использовать несколько:
- 41ST (следует по пути Seyrantepe – Topkapı);
- 522B (Yenidoğan-Topkapı);
- 500A (Edirnekapı-Kadıköy);
- 500T (Tuzla-Cevizlibağ);
- 500L (Cevizlibağ-Levent), 41AT (Ayazağaköyü-Davutpaşa Yıldız Teknik Üniversitesi);
- 75M (Beyazıt – Mecidiyeköy);
- 77MT (Mecidiyeköy-Edirnekapı-Taksim);
- 93M (Zeytinburnu – Mecidiyeköy).
Официальный сайт бывшего музея: http://kariye.muze.gov.tr/en
До осени 2022 года мечеть была закрыта для посетителей.
Внутренняя площадь невелика – всего 742.5 квадратных метра, и на осмотр понадобится не более получаса.
Музей состоит из трех помещений: главного зала (неф), вестибюля (притвора) и погребальной капеллы. Внутреннее убранство сохранилось практически все. Помещение имеет 6 куполов: 3 над наосом, 1 над пареклесионом и 2 над эзонартексом. Западная дверь (основная) открывается в притвор. Притвор делится на экзонартекс (внутренний) и экзонартекс (внешний). Внешний притвор представляет собой поперечный коридор длиной 23 и шириной 4 метра.
В мечеть Карие в турецкий период не было внесено значительных архитектурных дополнений, в ней нет двора и фонтана. Видимый сегодня минарет был построен после землетрясения 1894 года и не имеет художественной ценности.
Заключение
Путешествие – прекрасный способ вырваться из привычной суеты и нескончаемых дел. А как приятно в жаркий день побродить по прохладным сумрачным залам древнейшего храма, трогая пальцами разноцветную кладку стен, любуясь ажурной каменной резьбой нефов, разглядывая остатки аутентичного пола и, конечно, восхищаясь удивительной красотой фресок и мозаик, чья история корнями уходит в глубину столетий. Пусть путешествие в музей Карие принесет вам только положительные эмоции.